Напутствия первокласснику

сова

1 сентября! Ваш ребенок начинает новую жизнь. И вся семья вместе с ним.

Для всех нас 1 сентября — некий рубеж, граница. Позади беззаботное детство, впереди — ответственность и реальная подготовка к новой жизни. И вот вы ведете своего первоклассника к школе, сжимая родную маленькую ладошку, а в душе — вихрь ожиданий, опасений, предчувствий, страхов.

— Успешен ли он там будет?
— Не возникнет ли серьезных проблем?
— Внимателен он, усидчив, обязателен — не вертляв ли, не рассеян?
— Полюбят ли его учителя?
— Какие детки в его классе?

Почему нас часто так пугает это «первый раз в первый класс» ? Потому что мы напрямую связываем школу с началом взрослости, с первым шагом в эту взрослость. А значит, наши мысли простираются куда дальше, за школьный порог, в грядущую взрослую жизнь любимого малыша.

У нас масса планов касательно детского будущего. Проектов дополнительного образования. Мы думаем о музыкальной и художественной школе, об институте, об армии, о магистратуре, о будущей невестке, зяте и внуках. О поддержке нас, родителей, в старости. И главное — об интересной и денежной работе, которая даст возможность ему не только содержать будущую семью, но и получать удовольствие от своего труда. В сознании многих все эти важнейшие вещи напрямую связаны с тем, как он, наш малыш, будет учиться в школе. Да, мы волнуемся
Неужели сегодня, в праздничный и радостный день 1 сентября мы взвалим на своего первоклассника в белых носочках камнепад собственных планов и проектов?

Действительно, школа — это другая жизнь. Вот только успешность в школе слабо связана с успешностью в жизни. Дорогие родители, быстренько оглянулись и начали загибать пальцы: кто из успешных, состоявшихся в жизни взрослых был в школе отличником? А теперь: кто из них был троечником и хулиганом? Вариант: сколько отличников, послушных и прилежных детей не нашли себя во взрослой жизни? Посчитали? Убедились? Так давайте отнесемся к началу школьной жизни как к новому этапу — да, несомненно! Но не судьбоносному, не обязательно краеугольному камню будущей карьеры и счастья. Это просто очередной отрезок на пути. Часть дороги.

Напутствия в дорогу

Будь внимательным, а не то…

Что мы скажем нашему первокласснику на школьном пороге?

— Веди себя хорошо! Слушай учительницу! Не отвлекайся на уроках!

Ни в коем случае! Почему? Давайте разберемся. Малыш делает шаг в новое и неведомое. Он вовсе не собирается вести себя плохо, слушать невнимательно, шалить или отвлекаться. Он полон благих планов и добрых надежд. Если ваше чадо — не маленький разбойник, ему и в голову не придет, что учительницу можно не слушаться. Впрочем, маленькому разбойнику 1 сентября это тоже в голову не придет.

— Слушай внимательно, не то будешь плохо учиться!

Еще хуже! Это прямая угроза. Ясно, что внимание на уроках облегчает учебу и вообще есть половина успеха.
Потому что из ваших слов ребенок фактически слышит лишь угрозу, что он будет плохо учиться. Что значит «внимательно», ему по неопытности не вполне ясно — вот я сделал ошибку, значит я невнимательный, значит буду плохо учиться. Так он программирует самого себя в ответ на вполне доброжелательное наставление взрослых.

Представьте себе, что вам говорят: туда не ходи, там очень-очень опасно, там могут ограбить и убить, там уже несколько человек убили. А вам нужно туда идти! Как вы себя будете ощущать? И в случае реальной опасности останутся ли у вас силы сопротивляться, бежать, звать на помощь? Нет, угрозы продуцируют только поведение жертвы. Растерянность, бессилие, покорность, невозможность изменить ситуацию. И ничего больше.

-У тебя способности, ты обязательно будешь отличником!

Очень травмируют родительские ожидания, высказанные ребенку: «Ты должна хорошо учиться, ты должен себя хорошо вести, у тебя способности к математике, поэтому будешь по математике учиться только на пять». Ужасно, когда родители вешают на детей собственные разочарования и ответственность за несложившуюся жизнь: «Я не мог учиться, так уж ты выучись, сынок!» Ребенок не может ни учиться, ни жить для вас и за вас — только за себя.

Так что же позитивного, полезного, доброго мы можем сказать первокласснику на пороге школьной жизни?

Во-первых, еще раз показать свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Мы обнимем его перед школьным порогом, поцелуем, еще раз скажем, как любим, как рады, что он уже вырос, что он — первоклассник!

книжник

А еще — мы можем дать ему полезную схему, алгоритм поведения на уроке, который реально поможет в учебе. Некие простые действия, но давайте проговорим их, — вдруг наш ребенок о них просто не знает?

— Если чего-то не успел, позови учительницу, скажи.
— Если чего-то не понял, подними руку, спроси.
— Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: «Можно выйти?»

— Но это же очевидно!

— Вам. А дети очень часто не успевают, не понимают. И что в такой ситуации делать, они пока не знают. Теряются. Наши слова научат ребенка, как действовать на первых порах в незнакомой обстановке, то есть обеспечат ему ощущение уверенности и безопасности. А дальше сам сообразит, научится.

При чем тут безопасность?

— Психологическая безопасность — это главное.

— Иногда можно спросить непонятное у соседа, но ты его этим отвлечешь — так что смотри по ситуации, спрашивать его или нет.

— Когда у тебя что-то падает с парты, ты крутишься — это тоже может отвлекать других ребят. Поэтому к уроку постарайся приготовить все заранее. Вот сказала учительница — достаньте учебники, тетради, ручки — и ты делай все сразу и полностью.

Итак, не общие слова про хорошее поведение, про уважение и послушание нужно говорить нашим первоклассникам, а давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на конкретные действия. Именно это им понадобится, пока, на первых порах, они не знают, как правильно поступать. С другой стороны, не будем перегружать ребенка даже конкретными советами. Когда их много, голова может пойти кругом. Три-четыре, и довольно.

Какой праздник в семье мы посвящаем детям, только детям? Конечно, 1 сентября!

Давайте создадим традицию этого праздника. Наше чадо сегодня отправилось первый раз в первый класс. Удачный момент, чтобы начать семейную традицию, закрепить ее всеми последующими годами совместной жизни и продлить во внуках… Что же мы придумаем на этот день? Не обязательно пышное, дорогостоящее, долгое. Как мы отпразднуем начало учебного года сегодня и в последующие десять лет? Что доставит радость и ребенку и нам, даст почувствовать себя ближе, роднее друг другу? Придумать можно много всего, хорошего и разного. Главное, чтобы обряд стал еще одной ниточкой, связывающей нас — в семью!

1 комментарий к “Напутствия первокласснику

%d такие блоггеры, как: